Мастерская-лаборатория-студия оцифровки 89873571510

Ручная покадровая ретушь

Кинопленку практически невозможно уберечь от попадания на эмульсионный слой микрочастиц пыли, от остатков химреативов, минеральных солей (на многочисленных промывочных фазах проявки) и т.п. Кроме того, в кинокамере во время съемки накапливается та же пыль, ворсинки, волоски, оставляющие на светочувствительном слое свой след при экспозиции . Таким образом, давний мусор, попавший когда-то в фильмовый канал, цепляющийся за края кадрового окна камеры, остается навсегда запечатленным в кадре как  часть проявленного изображения.

Кроме перечисленных артефактов аналогового кино существует еще несколько. Механические повреждения пленки во время ее движения внутри кинокамеры или кинопроектора оставляют царапины, задиры, разрывы, повреждения перфорации. Ненадлежащее хранение приводит к усыханию эмульсионного слоя и, как результат, происходит коробление пленки, растрескивание и даже осыпание желатинового слоя вместе с изображением. Бактерии и грибки также наносят порой непоправимый урон киноархивам.

Реставрационные меры помогают в той или иной мере исправить изображение. Выдерживание бобин с пленкой в фильмостатных парах (смесь ацетона, глицерина, воды, иногда спирта и других компонентов) восстанавливают эластичность основы и эмульсии, микротрещины сглаживаются, некоторые исчезают вовсе. Промывка, влажная обработка, правильная и аккуратная протирка избавляют пленку от налипших на нее частиц мусора. Но, к сожалению, далеко не от всех, особенно от твердых инородных крупиц, въевшихся вглубь мягкого и нежного эмульсионного слоя.

Все дефекты, оставшиеся после реставрации, и не подлежащие механическому устранению, перекочевывают в оцифрованный материал. И тут на помощь приходят программные методы, на которых останавливаться не будем, а перейдем к самой сложной и трудоемкой процедуре — «ручной» покадровой ретуши. Почему я взял слово «ручной» в кавычки? Потому что не кисточками, скребками и иголками это делается, и не под микроскопом, а используется программа-редактор, такая, например, как фотошоп (Adobe Photoshop) с ее многочисленными инструментами и фильтрами. Тем не менее, работа кропотливая, творческая, зачастую требующая искусства рисовальщика, немного напоминающая труд мастера художественного татуажа.

Сначала выбранный фрагмент фильма преобразуется в секвенцию — последовательность отдельных кадров-картинок. Проще говоря, вместо фильма мы  получаем огромное число фотографий, каждая из которых обрабатывается отдельно. Как старые диапозитивы — здесь можно наглядно увидеть как преображается фотографические слайды после корректив. Убирается основной мусор в виде пятнышек, волосков, царапин. Ретушируются кляксы и разводы, оставшиеся от капель воды и химикатов. Труднее всего работать с изображением, часть которого пропала вместе с отслоившейся эмульсией — фактически дефектная картинка дорисовывается. Ничуть не легче задача — бороться со следами грибкового и бактериального поражения: цветистыми, сетчатыми, паутинообразными кракелюрами, не повторяющимися от кадра к кадру. Ворс, скапливающийся в кадровом окне кинокамеры во время съемки, когда статичный и «бородатый», когда лениво шевелящийся, тоже не подарок. Кадрирование, то есть обрезание кадра (обычно по горизонтали — сверху и снизу) облегчает задачу, если грязи не так много и она компактна, но в этом случае мы вторгаемся в эстетику изображения и композиционную задумку автора съемки.

Ручная ретушь — крайне кропотливая работа, за которую мы редко беремся. К тому же дорогостоящая. Представленный коротенький фрагмент содержит 140 кадров, обработка занимает часы. А весь фильм — дни (30 минут при стандартной скорости съемки 18-24 кадра в секунду — это 32400-43200 картинок соответственно). Стоимость колеблется в диапазоне от 5 до 10 рублей за кадр в зависимости от степени «загрязненности» и общего объема работ. Конечно, редко требуется тотальная обработка всех кадров, чаще — фрагментарно (с учетом ценности и информативности объекта съемки — к примеру, небо, лес или иной общий план не могут идти в сравнение с портретной съемкой человека).

Лев Гайворонский, 2015

Назад, на основную страницу оцифровки

Внимание! Все материалы, включая любые текстовые и графические элементы, размещенные на данном сайте, являются результатом труда и собственностью создателей сайта. Копирование, в том числе частичное, запрещено. Нарушение авторских прав контролируется и преследуется по закону.

Яндекс.Метрика